Федор Нестеров
Я обучаю владельцев бизнеса и руководителей уже много лет. Обучаю тому, как управлять людьми и бизнесом. Управлять легко, быстро и эффективно. Это возможно благодаря моему умению «сгущать знания» – брать сложную теорию и трансформировать ее в простые понятия и последовательности действий, приводящие к конкретным результатам. Один из часто задаваемых вопросов – как стать успешным владельцем бизнеса? Чтобы стать успешным владельцем бизнеса, нужно думать и действовать, как владелец бизнеса, то есть иметь владельческий образ мышления.
Человек есть то, что он думает. На эту тему существует много пословиц и поговорок, являющихся концентрированным выражением народной мудрости. Наиболее известная из них:
Посеешь мысль – пожнешь поступок, Посеешь поступок – пожнешь привычку, Посеешь привычку – пожнешь характер, Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Вопрос: какой образ мышления должен иметь владелец бизнеса? И как этот образ мышления приобрести?
Прежде всего, давайте разберемся, что такое образ мышления. Для практической работы вполне достаточно следующих утверждений:
1. Образ мышления – это точка зрения, некая колокольня (вершина), с высоты которой человек смотрит на мир. Высота определяет масштаб мышления.
2. Образ мышления – это совокупность убеждений человека, через призму которых он смотрит на мир. Эти убеждения фильтруют поступающую извне информацию, пропуская к сознанию человека только то, что соответствует этим убеждениям, и отвергая остальное. Образ мышления складывается из отдельных убеждений, как мозаика из кусочков.
3. Образ мышления проявляется в действиях, в поведении человека. Мы не можем точно знать, что думает человек. Но зато мы можем видеть, что он делает (или не делает). И по результатам этих действий видно, какие мысли побудили его к этим действиям.
Формат статьи не позволяет полностью раскрыть содержание образа мышления владельца бизнеса, но некоторые моменты мы вполне можем обозначить.
1. Положение относительно бизнеса
Владелец находится над бизнесом. Он не привязан к конкретному предприятию – у него вообще может быть несколько совершенно разных бизнесов. В то же время наемный менеджер находится внутри бизнеса. В том числе, топ-менеджер. Он неотделим от конкретной компании.
2. Отношение к деньгам в бизнесе
Владелец разделяет с бизнесом и прибыль, и убытки, а наемный руководитель готов разделить только прибыль. Да, так просто. Любой наемный руководитель с удовольствием примет схему вознаграждения, при которой в случае успеха он получает процент от прибыли. Но он никогда не согласится покрывать убытки компании в случае неудачи. Он рассчитывает на то, что некую фиксированную часть своего вознаграждения он получит в любом случае. А убытки будет нести бизнес – то есть, владелец.
3. Роль в бизнесе
Работа владельца начинается до того, как бизнес будет создан, а работа наемного менеджера – после. Бизнес сначала нужно придумать. Это одна из обязанностей владельца. Нигде не висят объявления типа «требуется бизнес такой-то, прибыльность гарантируем». Владелец на свой страх и риск создает новое дело: в чем оно будет состоять, кто будет клиентами, на чем зарабатываем, и множество других вещей. Только после того, как бизнес придуман и создан, в нем появляются рабочие места для наемных менеджеров. Они приходят, по сути, на готовое: владелец изначально придумал это рабочее место и рассказывает им, что и как они должны делать.
4. Руководство бизнесом
Владелец бизнеса должен быть сам хорошим руководителем или иметь хорошего руководителя в своей команде. У любого бизнеса – социальная основа: он создан людьми, для людей, и в нем работают люди. Главный актив любого бизнеса – люди: клиенты, сотрудники, руководители, партнеры... Поэтому владелец бизнеса должен: быть сам руководителем, или быть членом партнерской команды, в которой есть руководитель, или уметь нанимать хороших руководителей, удерживать их и управлять ими.
У владельца есть выбор. Наемный менеджер должен быть сам хорошим руководителем, иначе его выгонят.
Есть и другие составляющие образа мышления владельца. Но даже этих четырех моментов уже достаточно, чтобы понять, почему бизнес, созданный бывшим наемным менеджером, скорее всего, будет неудачным.
Если только он не изменит свой образ мышления. Возможно ли изменить образ мышления человека?
Возможно – если он сам готов изменяться и только ищет способы, как это сделать. Если же человек меняться не хочет, то его образ мышления останется прежним. Лучше всего эту ситуацию изображает Александр Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и рыбке».
Пример потрясающего личностного роста нам показывает образ старухи. Давайте попробуем взглянуть на нее свежим взглядом. Пожилая женщина в возрасте за 50 (33 года живет в землянке после замужества) последовательно спланировала и реализовала блистательную карьеру от жены бедного рыбака до царицы, использовав в качестве инструмента чужой доступ к инструменту преобразований (рыбке). Причем каждый раз превосходно вписывалась в новый образ жизни.
Сам же старик показывает пример упертого идиота. Ведь все проходило у него перед глазами, и рыбка – главный инструмент преобразований – выполняла именно его, а не старухины просьбы. Но, несмотря на все это, старик упорно оставался в образе старого бедного рыбака. И у него даже тени мысли не появилось, что раз старуха стала столбовой дворянкой (не говоря уже про царицу), то он как ее муж автоматически становится столбовым дворянином...
Источник: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1722407/ |