Краткая справка: система А.А.Любищева была первым материалом о практическом занятии по ТРТЛ. Многие преподаватели Минской школы ТРИЗ в разное время использовали систему А.А.Любищева и убедились в ее эффективности. Через некоторое время появляется чувство времени и качество его проведения.
Но система действительно жестока. Она неизбежно показывает человеку уровень его работы. Достичь 7-8 часов чистого времени творческой работы в день достаточно трудно, не время от времени, а стабильно каждый день. Это мощный удар по самолюбию. Некоторые предпочитают отвернуться от этого жестокого зеркала и по-прежнему считать себя трудягой и ломовой лошадью, если нарабатывают, как все нормальные люди, 3-4 часа чистого времени творческой работы. Но когда видишь эти цифры, то обманывать себя становится трудно, и люди прекращают вести учет времени. Так спокойнее, и всегда можно пожаловаться самому себе и окружающим, что ты очень занятый человек.
Жалобы на нехватку времени – главные жалобы ХХ века. Времени не хватает всем – даже бездельникам. Даже тем, кто забивает «козла» или часами подряд смотрит телевизор.
Вместе с тем никто серьёзно не учитывает расход времени. О зарплате за прошлый год мы можем сказать с точностью до рубля. Но кто может сказать, сколько часов в прошлом году он потратил на творческую работу, на чтение, сколько часов было потеряно и почему, сколько часов «съел» телевизор, дорога?
В 1974г. в АзОИИТ я роздал слушателям второго курса табличку учёта времени (см. приложение). Предупредил, что можно изменять и заполнять таблицу по своему усмотрению, таблица примерная. Попросил вернуть листки через неделю. Прошла неделя – ни один человек не сдал таблицу. Обычно домашние работы сдавали 70-75% слушателей. Я спросил – почему? После долгого молчания один слушатель встал и сказал: стыдно сдавать таблицу...
Несделанное мы оправдываем нехваткой времени. Между тем, всегда есть большие резервы времени. Любищев умел использовать даже «трамвайное время»: у него всегда был запас книг карманного формата для чтения в дороге. Были книги для командировок и поездок (одно время он много разъезжал).
Впрочем, что говорить о потерянном времени, если, как правило, нет представления о том, что такое полезно потраченное время. Именно этот вопрос вызвал наибольший интерес у слушателей АзОИИТ при обсуждении вопроса о несданных таблицах. Как ни печально, обычно нет ни плана на жизнь и пятилетку, ни ближайших планов – на год, на месяц.
Вероятно, самое ценное в системе Любищева в том, что она заставляет осмысливать свою жизнь, наметить систему целей, систему работ.
Система жестока: она заставляет вести правдивый учёт. Приписать лишнее – значит признать свою малую мощность: ушло много времени на небольшую работу – от тупости, что ли? Убивать часы – значит зафиксировать лень или плохую организованность: куда пропало время?...
Источник: http://www.improvement.ru/bibliot/altshull.shtm |