Четверг, 21.11.2019, 12:24
Персональный сайт бизнес-тренера
 
Андрей Опарин
Хорошее настроение продавца - залог эффективной продажи. /Андрей Опарин/
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕНЮ
Категории раздела
Цитаты и выдержки [16]
Практические приемы [11]
Метафорическое [4]
Статьи [16]
Юмор [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
В данном разделе размещаются материалы на темы полезные для размышлений.
Авторские материалы размещены в разделе "Публикации".
 

Принципы против эмоций
 
В глубине души любой собственник таит надежду получить когда-нибудь за свой бизнес цену, именуемую «пределом мечтаний продавца» (SDP, the sellers dream price). Конечно, все зависит от нюансов. Одним предпринимателям может потребоваться вернуть вложенные в бизнес деньги. Другим — расплатиться по обязательствам. Однако в большинстве случаев «цена мечты» лишена какого бы то ни было экономического обоснования, если только не считать таковым мнения третьих лиц и непроверенную информацию о сделках с аналогичными объектами. При этом предприниматель обычно полагает, что его бизнес — родное дитя, в которое кроме денежных средств вложены изрядные физические и моральные силы, нередко в ущерб семье и собственному здоровью. Вот почему продавец рассчитывает на солидную премию, способную компенсировать ему потраченные годы.
  
В последнее время участились случаи отказа владельцев компаний от оценки бизнеса в рамках предпродажной подготовки. Вызвано это как экономией средств (качественная оценка стоит денег), так и полной уверенностью в правоте своих предубеждений. А ведь инвесторы, анализируя компанию, руководствуются исключительно экономическими соображениями. И уж точно не готовы платить за малый бизнес цену, равную 15–20 годовым (докризисным!) прибылям.
 
На мой взгляд, в ходе оценки бизнеса следует исходить из понимания, что минимальная цена продажи компании не может быть ниже ликвидационной стоимости ее активов. А если продается успешно работающее предприятие, необходимо рассчитывать именно рыночную, а не инвестиционную стоимость.
 
Инвестиционная стоимость чаще всего фигурирует в сделках M&A и private equity. Подразумевается, что для стратегического инвестора не всегда важны текущие финансовые показатели компании; значительную роль в процессе принятия решения играют перспективы. Покупатель может и переплатить за привлекательный актив. Однако надо понимать, что инвестиционная цена привязана к одному конкретному стратегическому инвестору и формируется именно им, а не владельцем объекта инвестирования!
 
В этой связи есть смысл напомнить о двух принципах оценки, которые представляются мне наиболее важными. Первый связан с тем, что действующее предприятие выполняет роль товара на рынке купли-продажи бизнеса, а товар должен обладать основным свойством — полезностью для его владельца. Исходя из принципа полезности, при оценке компании главным фактором оказывается способность генерировать доход. Чем выше уровень приносимого дохода от среднерыночных значений — тем дороже компания.
 
Второй принцип конкретизирует свойство полезности: компания должна быть способна приносить доход в среднесрочной перспективе (3–5 лет) без дополнительных вложений. Да, новый владелец может инвестировать в бизнес капитал и добиться лучших результатов. Но нельзя требовать с него оплаты такой возможности при покупке. В этом отличие действующих бизнесов от объектов недвижимости, оцениваемых по принципу наиболее эффективного использования.
 
Предметом отдельной гордости для многих предпринимателей являются нематериальные активы — брэнд, авторские права, патенты и лицензии, неформальные связи... Однако так называемый «гудвилл» может иметь стоимость только в том случае, если наличие нематериальных активов позволяет получать избыточную прибыль по сравнению с конкурентами. Например, при условии, что охраняемые авторским правом технологии и ноу-хау позволяют экономить на издержках, а известность и репутация брэнда — продавать товар значительно дороже, чем остальные производители.
 
Увы, среди отечественных производителей ценностью гудвилла могут похвастать немногие. А нежелание предпринимателей критически оценить «предел мечтаний» нередко приводит к срыву сделок, что тормозит развитие рынка купли-продажи действующих предприятий в стране.
 
Алексей Москвич,
опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №7 от 01 Июля 2009 года.


Источник: http://offline.business-magazine.ru/2009/162/321885/
 
 
Категория: Статьи | Добавил: aoparin (08.08.2009)
Просмотров: 1437 | Комментарии: 1 | Теги: оценка, продажа, покупка, бизнес
Всего комментариев: 1
1 aoparin  
Статья опубликована через год после статьи Born to be sold (см. предыдущий материал - http://aoparin.ru/publ/1-1-0-9 ), но удивительным образом перекликается с ней по теме. И иллюстрирует, что данная иррациональность свойственна не только отечественным и молодым предпринимателям, но даже умудренным топ-менеджерам крупных компаний таких как Джерри Янг из Yahoo!.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


БЛИЖАЙШЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Семинар "Осознанное ведение бизнеса"
декабрь 2019 года

 
КНИГИ НА OZON.RU:
Copyright Andrei O © 2019
Сайт управляется системой uCoz